FORMULA 1 QATAR AIRWAYS AZERBAIJAN GRAND PRIX 2024 | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
13-15/09/2024 | Баку | 6003 м | 51 | 306,049 км |
Официальный сайт |
Переговоры с FOM по поводу проведения гонки в столице Азербайджана начались в 2013-м, а в марте 2014-го был подписан предварительный контракт. Организацией Гран При в Азербайджане занимались на государственном уровне, что подчёркивало статус проекта и его важность для страны.
Сначала этап получил название Гран При Европы. В 2012-м в Баку провели «Евровидение», в 2015-м «Европейские Игры» – в том же году хотели провести и одноимённый Гран При, но отложили – дебютный этап прошёл в 2016-м.
После первого этапа организаторы изменили название, гонка получила титул Гран При Азербайджана и сначала была перенесена на апрель, потом на июнь, опять на апрель, а теперь пройдёт в сентябре.
Особенности трассы
Разработанная архитектурным бюро Германа Тильке уличная трасса проложена в историческом центре, вдоль приморского бульвара и Дома правительства, частично – в старом городе.
Трасса в Баку – самая быстрая из городских, по длине круга в календаре этого года уступает лишь Спа и Джидде, а по числу поворотов – Сингапуру и Абу-Даби – и тоже закручена против часовой стрелки. Максимальная скорость в конце прямой – около 370 км/ч.
Конфигурация включает двадцать поворотов – 12 левых и восемь правых, восемь из них – 90-градусные. Ширина трассы – от 13 на широком участке до 7,6 метров в районе седьмого и восьмого поворотов в старом городе.
Трасса почти полностью находится ниже уровня моря, как большая часть города Баку – только 13 и 14 повороты немного выше уровня моря.
Машины настраиваются на небольшой уровень прижимной силы – меньше лишь в Монце, но в Баку нет скоростных поворотов, позволяющих прогреть резину, поэтому важно добиться эффективной работы шин для сцепления с горячим асфальтом. Трасса используется для гонок только раз в году, по ходу уик-энда траектория покрывается слоем отработанной резины и сцепление улучшается.
Круг начинается на проспекте Нефтяников, первый сектор проложен по фешенебельным районам, после седьмого поворота трасса уходит на узкий и медленный участок в сторону старого города, а на третьем секторе отрезок от 16 до 20 поворота и последующая прямая проходятся с полностью нажатой педалью газа.
В Баку удалось сломать привычный стереотип городских этапов Формулы 1 последних лет, включив в конфигурацию самую длинную прямую в календаре (2,1 км), что добавило к традиционным сложностям уличных гонок возможность борьбы за позицию. На длинной прямой тормоза успевают остыть, за ней следует серьёзное торможение, где гонщики часто блокируют резину и вылетают в зону безопасности.
Одна из любопытных особенностей – на проспекте Нефтяников машины едут во встречных направлениях: от 6 поворота до 7-го в одну сторону и от 19 до 20-го в противоположную, разделённые специальным забором.
Герман Тильке, архитектор: «Это самая быстрая из городских трасс, она проложена в историческом центре с неповторимой атмосферой, которую почувствуют болельщики на трибунах и у телеэкранов.
Культура и история Баку стали ключевой частью этого проекта, при разработке конфигурации мы стремились показать красоту исторических достопримечательностей этого города и его современность.
Самой сложной задачей стала разработка конфигурации – с городскими трассами всегда непросто, поскольку они используют сложившуюся архитектуру. Проблемы были, но вместе с организаторами мы успешно их решили».
Себастьян Феттель: «На этой шестикилометровой трассе есть прямой отрезок длиной 2,2 км, самый протяжённый в календаре, где гонщики разгоняются до 360 км/ч, после чего следует интенсивное торможение перед медленным левым 1-м поворотом.
Ширина трассы в районе крутого подъёма, что идёт вдоль стен старого города, лишь семь метров, и машинам Формулы 1 там очень узко – словно ты должен продеть нитку в игольное ушко. Две машины там не помещаются, поэтому как-то приходится договариваться, кто проедет первым!
В Баку довольно сложно определиться с углом атаки крыльев, чтобы машина хорошо держала трассу в медленных поворотах, но при этом была достаточно быстра на прямых, где долгое время мы едем на полном газу. Найти правильный компромисс непросто».
Лучшие результаты сессий Гран При Азербайджана 2023 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Солнечно. Сухо | М.Ферстаппен | Red Bull Racing | 1:42.315 | |
Квалификация | Солнечно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:40.203 | |
Квалификация к спринту | Солнечно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:41.697 | |
Лучший круг в спринте | Солнечно. Сухо | С.Перес | Red Bull Racing | 1:43.616 | |
Лучший круг в гонке | Солнечно. Сухо | Д.Расселл | Mercedes | 1:43.320 |
Расписание уик-энда
Гран При Азербайджана на этот раз пройдёт без субботнего спринта. За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание Гран При Азербайджана. Время московское | ||||
День | Событие | Время | ||
13/09 | Формула 2. Тренировка | 10:00 - 10:45 | ||
13/09 | Формула 1. Первая тренировка | 12:30 - 13:30 | ||
13/09 | Формула 2. Квалификация | 14:00 - 14:30 | ||
13/09 | Формула 1. Вторая тренировка | 16:00 - 17:00 | ||
14/09 | Формула 1. Третья тренировка | 11:30 - 12:30 | ||
14/09 | Формула 2. Спринт (21 круг или 45 минут +1 круг) | 13:15 - 14:05 | ||
14/09 | Формула 1. Квалификация | 15:00 - 16:00 | ||
15/09 | Формула 2. Гонка (29 кругов или 60 минут +1 круг) | 10:35 - 11:40 | ||
15/09 | Формула 1. Парад пилотов | 12:00 - 12:30 | ||
15/09 | Формула 1. Гран При Азербайджана | 14:00 - 16:00 |
Комплекты шин, выданные командам на уик-энд
Восьмой раз за сезон в Pirelli привезут на этап самые мягкие составы – С3, С4 и С5 с маркировкой Hard, Medium и Soft.
Достижения действующих гонщиков в Баку
Достижения действующих пилотов на трассе в Баку | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
С.Перес | 7 | 115 | 345 | 64 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 2 | |
Л.Хэмилтон | 7 | 85 | 357 | 43 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | |
М.Ферстаппен | 7 | 65 | 200 | 72 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |
В.Боттас | 7 | 51 | 355 | 49 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
К.Сайнс | 7 | 36 | 305 | 4 | 5 | ||||||
Д.Риккардо | 6 | 37 | 284 | 18 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Ф.Алонсо | 6 | 37 | 297 | 6 | 4 | ||||||
Л.Стролл | 6 | 28 | 279 | 8 | 3 | 1 | |||||
К.Магнуссен | 6 | 6 | 284 | 12 | 7 | ||||||
Ш.Леклер | 5 | 53 | 225 | 23 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | |
П.Гасли | 5 | 25 | 242 | 4 | 3 | 1 | |||||
Э.Окон | 5 | 9 | 156 | 7 | 6 | ||||||
Н.Хюлкенберг | 5 | 2 | 185 | 12 | 9 | ||||||
Д.Расселл | 4 | 25 | 199 | 5 | 3 | 1 | 1 | ||||
Л.Норрис | 4 | 18 | 204 | 7 | 5 | ||||||
Ю.Цунода | 3 | 7 | 152 | 7 | 7 | ||||||
А.Элбон | 3 | 151 | 11 | 11 | |||||||
Г.Чжоу | 2 | 59 | 14 | ||||||||
О.Пиастри | 1 | 51 | 10 | 11 | |||||||
Колапинто в Гран При Азербайджана не участвовал |
Фернандо Алонсо: «Сейчас в Формуле 1 много городских трасс, и они мне нравятся, поскольку не оставляют права на ошибку. В Баку интересная конфигурация, здесь можно обгонять – на этой трассе я отыграл много позиций, поэтому в этом отношении этап сильно отличается от Монако.
В Баку сочетаются быстрые участки, медленные повороты и очень длинная прямая – эти факторы необходимо учитывать при выборе настроек. Как обычно, в Баку квалификация не решает исход гонки – автомобиль безопасности может серьёзно изменить порядок сил. Думаю, нас ждёт весёлая гонка и интересный вызов!»
Гран При Формулы 1 в Баку : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
30/04/23 | Баку | Ш.Леклер | Ferrari | С.Перес | Red Bull |
12/06/22 | Баку | Ш.Леклер | Ferrari | М.Ферстаппен | Red Bull |
06/06/21 | Баку | Ш.Леклер | Ferrari | С.Перес | Red Bull |
28/04/19 | Баку | В.Боттас | Mercedes | В.Боттас | Mercedes |
29/04/18 | Баку | С.Феттель | Ferrari | Л.Хэмилтон | Mercedes |
25/06/17 | Баку | Л.Хэмилтон | Mercedes | Д.Риккардо | Red Bull |
19/06/16 | Баку | Н.Росберг | Mercedes | Н.Росберг | Mercedes |