Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Китая – этап относительно молодой, появившийся в календаре только в 2004-м. Первые пять лет он проводился в середине осени, а в 2009-м гонку перенесли на середину весны, что почти не сказалось на условиях – не слишком жарко, нередко идут дожди, но до ливней, с которыми команды сталкиваются в тропической Малайзии, всё же далеко.
Поначалу события развивались непредсказуемо – семь первых гонок в Шанхае выиграли семь разных гонщиков. Первым, кому удалось победить в Шанхае дважды, стал Льюис Хэмилтон. Это произошло в 2011-м, с тех пор Льюис выиграл здесь ещё две гонки и с четырьмя победами уверенно возглавляет список самых успешных пилотов на этой трассе.
Среди команд самая успешная в Китае – Ferrari, на счету Скудерии тоже четыре победы, но одержали их четыре разных пилота – Баррикелло, Шумахер, Райкконен и Алонсо. Себастьян Феттель побеждал лишь однажды, в далёком уже 2009-м, ещё до того, как завоевал первый титул – китайскую трассу трудно отнести к числу его любимых.
После победы в Австралии Феттеля считают фаворитом гонки в Шанхае. Машины Ferrari подтвердили скорость, показанную на тестах, и если в субботу Льюису удалось превзойти соперников, то в воскресенье тягаться с Феттелем он не смог. Сыграла свою роль и стратегия, но прежде никакая стратегия не позволяла Ferrari тягаться с Mercedes. К тому же на первом отрезке, пока Хэмилтон возглавлял гонку, Феттель ехал за ним вплотную, а на второй части дистанции, когда уже Себастьян возглавлял пелотон, Льюис от него заметно отстал.
Впрочем, вопросы всё равно остаются. Трасса в Мельбурне весьма специфическая, результаты на ней зачастую получаются необычными. С другой стороны, в пятницу темп Ferrari был хуже, чем Mercedes, и некоторые считают, что прогресс Скудерии по ходу уик-энда связан с тем, что к воскресенью стало жарче, и такие условия им лучше подходят.
Гонка в Шанхае позволит более объективно оценить расстановку сил. По конфигурации она гораздо ближе к обычным автодромам, в апреле там определённо не будет жарко. Всё это, как и четыре победы в предыдущие годы, даёт хорошие шансы Льюису Хэмилтону и Mercedes. Но если Феттель сможет победить и в таких условиях, значит, Ferrari удалось превзойти давних конкурентов.
О трассе…
Shanghai International Circuit. 56 кругов по 5,451 км = 305,066 километров. 16 поворотов – медленных, среднескоростных и быстрых. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 330 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа в предыдущие годы пилоты проходили 55% дистанции круга – в нынешнем этот показатель определённо превысит 60%. Восемь зон торможения. Торможения раньше занимали 15% дистанции круга, теперь будет чуть меньше.
По большинству параметров шанхайский автодром можно назвать «средним». Средний износ тормозов, средняя нагрузка на мотор, средний расход топлива (1,87 кг/круг) и даже средняя потеря времени на пит-стопе (длина пит-лейн здесь составляет 350 метров). Отличительные черты у трассы две: одна из самых длинных прямых в чемпионате (пилоты жмут на педаль газа здесь 16 секунд подряд, и это не прямая старт-финиш!), и два затяжных правых поворота с переменным радиусом.
Благодаря этим прямым, обгоны в Китае никогда не были проблемой, так что значимость поула, как правило, оказывалась не так уж велика. Какой будет ситуация на этот раз, не знает никто – зато после гонки мы сможем смело судить о том, насколько в действительности серьёзны проблемы с обгонами в этом году. Что касается правых поворотов, в первом из которых машины разворачиваются на 270 (!) градусов, то они сильно нагружают левую переднюю шину, которая и изнашивается в первую очередь.
Над автодромом обычно висит смог, если нет сильного ветра. За 13 лет проведения Гран При Китая лишь четырежды во время гонки небо было безоблачным, но и серьёзные дожди шли не так часто и бывали не слишком сильными – только в 2010-м по ходу гонки лил настоящий ливень. Последние шесть лет гонка проходила на сухой трассе.
О резине…
Как и в прошлом году, Pirelli привезёт в Шанхай составы SuperSoft, Soft и Medium. Однако в этом году эти составы на два шага жёстче, чем год назад (то есть нынешний Soft примерно соответствует прошлогоднему Hard). В связи с этим, а также относительно низкими температурами, главной проблемой в Китае для команд станет не износ, а прогрев шин до необходимых температур, особенно в квалификации.
В последние годы число пит-стопов здесь колебалось между двумя и тремя. В прошлом году большинство пилотов проводили три пит-стопа, но победитель Нико Росберг ограничился двумя. В этом году, так как шины стали жёстче, вряд ли кто-то будет останавливаться больше двух раз, а часть гонщиков может попробовать и стратегию одного пит-стопа.
Всё может изменить выезд автомобиля безопасности. Вероятность его появления невелика – около 35%, но в прошлом году он вмешивался в ход гонки. Ещё один фактор – погода. Чем выше окажется температура, тем легче будет прогревать резину.
Год назад в Шанхае…
Прошлогодняя гонка в Шанхае российским болельщикам запомнилась очень удачным выступлением Даниила Квята. Россиянин по итогам уик-энда поднялся на подиум и заслужил высокие оценки руководства Red Bull Racing – что, впрочем, не помешало им спустя три недели отправить Даниила в Toro Rosso.
На Гран При Китая Формула 1 вернулась к своему обычному формату квалификации – использовавшийся на двух первых этапах формат с немедленным выбыванием не понравился участникам. Это, однако, не помогло Льюису Хэмилтону – из-за отказа MGU-Н он не смог проехать в квалификации ни одного круга и стартовал последним. С поула начинала гонку другая машина Mercedes – под управлением Нико Росберга.
Интересным моментом было то, что Росберг показал лучшее время во второй части квалификации на Soft, чтобы стартовать на этом комплекте в гонке. Это давало Нико преимущество в стратегии, но возможно, по этой же причине немец проиграл старт Даниэлю Риккардо, начинавшему гонку на SuperSoft.
Позади этой пары стартовали пилоты Ferrari, и в первом повороте Феттель зацепил машину Райкконена, а затем и блестяще стартовавшего Квята. Но если Даниил продолжил движение без особых потерь, то гонщики Скудерии хотя и остались в гонке, откатились достаточно далеко – Феттель на седьмое место, а Райкконен, после замены носового обтекателя, на одно из последних.
Кими на пит-лейн был не одинок – менять обтекатели отправились Грожан (после контакта с Эриксоном) и Хэмилтон (из-за столкновения с Насром). Льюис после удара от Насра ещё и вылетел с трассы, что привело к повреждению днища, но всё же продолжил гонку. Наср тоже побывал в боксах, но ограничился сменой резины.
Усыпавшие трассу обломки в итоге, возможно, решили исход гонки – один из них уже на третьем круге пробил шину лидировавшего Риккардо. Нико тут же его атаковал и опередил, а вскоре шина взорвалась, и Даниэль с трудом добрался до боксов. Только после этого появился автомобиль безопасности – от обломков могли пострадать другие пилоты.
Воспользовавшись сэйфти-каром, большая часть пилотов сменили шины SuperSoft на Soft, или даже Soft на Medium. Это отчасти нивелировало стратегическое преимущество Росберга, но помимо немца ещё несколько пилотов остались на трассе, в том числе Масса, Алонсо, Верляйн и Гутьеррес, создав для Нико «подушку безопасности». Первым из тех, кто сменил шины, оказался Квят, но теперь ему нужно было обгонять более медленных пилотов, ехавших впереди.
Рестарт был дан на девятом круге, Квят сразу же опередил Гутьерреса, Верляйна и Алонсо. На то, чтобы обогнать Массу, потребовалось больше времени, но на 13-м круге Даниил справился и с этой задачей, после чего вышел на второе место. Росберг, конечно, за это время уехал далеко вперёд. Ни о какой борьбе за победу речи не шло, но у россиянина был отличный шанс подняться на подиум.
Квят воспользовался этой возможностью, хотя второе место удержать всё же не удалось – на дистанции Феттель оказался быстрее, постепенно прорывался всё выше и выше и после третьего пит-стопа, который Даниил и Себастьян провели одновременно, смог атаковать и опередить гонщика Red Bull Racing. Тем не менее, Квят финишировал третьим – это был второй подиум в карьере российского гонщика.
Четвёртым финишировал Риккардо, пятым Райкконен – обоим удалось отыграться после незапланированных пит-стопов в начале гонки. Масса в итоге финишировал шестым, а Хэмилтон, на повреждённой машине – седьмым. Также очки заработали оба пилота Toro Rosso и Валттери Боттас. До финиша добрались все пилоты, стартовавшие в гонке – такое случилось только в пятый раз в истории Формулы 1.