Гран При Бельгии: Трасса и статистика

2013 FORMULA 1 SHELL BELGIAN GRAND PRIX
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
23-25/08/2013 Спа 7004 м 44 308.052 км
Официальный сайт

Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы, построенные по последнему слову техники – красивые, удобные, безопасные.

В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а небольшая, почти незаметная ошибка, подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.

18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.

Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе крайне непросто. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года проблемы с безопасностью чуть не стоили жизни Джеки Стюарту, который вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего серьёзные травмы гонщика с помощью подручных средств. Однако организаторы не стали ничего менять, и до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.

В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово. Интересные повороты остались, но теперь трасса соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и новый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.

В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии - команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.

В 2006-м гонку снова вычеркнули из календаря – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве и, несмотря на вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, уже осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов Евро, пообещав половину этой суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.

Расписание Гран При Бельгии. Время московское
Дата Событие Время Россия 2 Спорт 1
23/08 Первая практика 12:00 - 11:55
23/08 Вторая практика 16:00 - 15:55
24/08 Третья практика 13:00 - 12:55
24/08 Квалификация 16:00 15:50 15:45
25/08 Гонка 16:00 15:45 15:30

Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2012 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Пасмурно. Дождь К.Кобаяши Sauber 2:11.389
Вторая тренировка Пасмурно. Дождь Ш.Пик Marussia 2:49.354
Третья тренировка Облачно. Сухо Ф.Алонсо Ferrari 1:48.542
Квалификация Облачно. Сухо Д.Баттон McLaren 1:47.573
Лучший круг в гонке Облачно. Сухо Б.Сенна Williams 1:52.822

При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах, в Спа инженеры делают акцент на скорости. Спа занимает вторую строчку в календаре среди трасс с наибольшей средней скоростью, уступая по этому показателю лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на среднем секторе.

Трасса расположена на высоте в 410 метров над уровнем моря, среднее давление воздуха – 968 мБар, это третье самое низкое значение в календаре, что негативно сказывается на мощности двигателя.

Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика. Компания Pirelli привезет в Бельгию жесткую пару составов – Hard и Medium, подобное сочетание в этом году использовалось уже в четырёх Гран При.

Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
Д.Баттон 11 48 326 45 1 1 1 1 3 1
М.Уэббер 9 52 312 1 2 1 1 1 2
Ф.Алонсо 9 31 250 7 3 2 2
К.Райкконен 8 55 297 153 1 1 1 3 2 5 4
Ф.Масса 8 49 344 6 2 1 2 1 2 1
С.Феттель 6 53 227 38 1 1 1 1 1 3 1
Л.Хэмилтон 6 36 144 50 1 1 1 3 1 2 1
Н.Росберг 6 20 263 4 5 6
А.Сутил 5 16 218 8 5
Н.Хюлькенберг 3 12 87 9 4
Д.Риккардо 2 2 57 16 9
П. ди Реста 2 1 88 9 10
П.Мальдонадо 2 1 48 6 10
С.Перес 2 27 4
Р.Грожан 2 0 8
Ж-Э. Вернь 1 4 44 15 8
Ш.Пик 1 43 22 16
Бьянки, ван дер Гарде, Гутьеррес и Чилтон в Гран При Бельгии не участвовали,
Боттас выезжал только на свободных заездах

Норберт Хауг, Mercedes: «У Спа есть всё, чтобы заслуженно считаться самой интересной и требовательной трассой чемпионата. Самый длинный круг в календаре включает быстрые прямые и всё разнообразие поворотов – представьте, насколько сложно здесь найти оптимальные настройки. Редкий уик-энд обходится без дождя, погода почти никогда не соответствует прогнозу – команды должны быть готовы к любым сюрпризам».

Гран При Бельгии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
02/09/12 Спа Д.Баттон McLaren Д.Баттон McLaren
28/08/11 Спа С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
29/08/10 Спа М.Уэббер Red Bull Л.Хэмилтон McLaren
30/08/09 Спа Д.Физикелла Force India К.Райкконен Ferrari
07/09/08 Спа Л.Хэмилтон McLaren Ф.Масса Ferrari
16/09/07 Спа К.Райкконен Ferrari К.Райкконен Ferrari
11/09/05 Спа Х.П.Монтойя McLaren К.Райкконен McLaren
29/08/04 Спа Я.Трулли Renault К.Райкконен McLaren
01/09/02 Спа М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
02/09/01 Спа Х.Монтойя Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/00 Спа М.Хаккинен McLaren М.Хаккинен McLaren
29/08/99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren
30/08/98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan
24/08/97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
25/08/96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton
28/08/94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams
29/08/93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams
30/08/92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton
25/08/91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
26/08/90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
27/08/89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
28/08/88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
17/05/87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren
25/05/86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams
15/09/85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus
29/04/84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari
22/05/83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault
09/05/82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren
17/05/81 Зольдер К.Ройтеман Williams К.Ройтеман Williams
04/05/80 Зольдер A.Джонс Williams Д.Пирони Ligier
13/05/79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari
21/05/78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus
05/06/77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus
16/05/76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
25/05/75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
12/05/74 Нивель К.Регаццони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren
20/05/73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell
06/06/72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus
07/06/70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM
09/06/68 Спа К.Эймон Ferrari Б.Макларен McLaren
18/06/67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Гарни Eagle
12/06/66 Спа Д.Сертис Ferrari Д.Сертис Ferrari
13/06/65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
14/06/64 Спа Д.Герни Brabham Д.Кларк Lotus
09/06/63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
17/06/62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
18/06/61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
19/06/60 Спа Д.Брэбэм Cooper Д.Брэбэм Cooper
15/06/58 Спа М.Хоторн Ferrari Т.Брукс Vanwall
03/06/56 Спа Х.М.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari
05/06/55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.М.Фанхио Mercedes
20/06/54 Спа Х.М.Фанхио Maserati Х.М.Фанхио Maserati
21/06/53 Спа Х.М.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari
22/06/52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
17/06/51 Спа Х.М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo
18/06/50 Спа Н.Фарина Alfa Romeo Х.М.Фанхио Alfa Romeo