Гран При Бельгии: Трасса и статистика

FORMULA 1 2019 JOHNNIE WALKER BELGIAN GRAND PRIX
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
30/08-01/09/2019 Спа 7004 м 44 308.052 км
Официальный сайт

Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы – красивые, удобные, безопасные, но очень похожие.

В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.

18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.

Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.

В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.

Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.

В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.

В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве, и несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.

Особенности трассы

Трасса в Спа занимает вторую строчку в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимальной конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.

При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.

В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.

На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.

Нагрузка на тормоза средняя – погода не слишком жаркая, и лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика.

Кими Райкконен: «Летний перерыв закончился, возвращаемся к работе, и первая гонка пройдёт на одной из классических трасс Формулы 1.

В повороте La Source трасса сначала идёт на подъём, и тормозить там можно очень поздно, вплоть до апекса, причём траектории возможны разные. А вот при разгоне работать газом надо очень аккуратно и плавно.

Далее Eau Rouge. Ни в одном другом повороте мира ты не испытываешь таких перегрузок: на входе они положительные, и тебя вдавливает в сиденье, а на выходе – боковые и отрицательные, когда машина взлетает на холм. С видимостью в этот момент всё плохо, ведь ты видишь только небо.

Поворот Pouhon очень быстрый, и трасса там идёт под уклон. Думаю, что среди всех поворотов чемпионата именно там мы испытываем максимальные боковые перегрузки – около 6g, что просто невероятно».

Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2018 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Облачно. Сухо С.Феттель Ferrari 1:44.358
Вторая тренировка Облачно. Сухо К.Райкконен Ferrari 1:43.355
Третья тренировка Неб.облачность. Сухо С.Феттель Ferrari 1:42.661
Квалификация Облачно. Дождь Л.Хэмилтон Mercedes 1:58.179
Лучший круг в гонке Облачно. Сухо В.Боттас Mercedes 1:46.286

Телетрансляции

В России Гран При Бельгии покажут каналы Матч!ТВ и Матч!Арена. За ходом всех сессий уик-энда вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.

Расписание Гран При Бельгии. Время московское
Дата Событие Время Матч! Арена Матч ТВ
30/08 Первая тренировка 12:00 11:55 -
30/08 Вторая тренировка 16:00 - 15:55
31/08 Третья тренировка 13:00 12:55
31/08 Квалификация 16:00 - 16:05
01/09 Гонка 16:10 16:00 -

Комплекты шин, выбранные командами на уик-энд

В Спа шинники привезут самые жесткие составы – в роли Hard, Medium и Soft будут выступать С1, С2 и С3. Такое сочетание составов в этом году использовалось в Бахрейне, Барселоне и Сильверстоуне.

Команды традиционно выбрали много комплектов самых мягких шин для работы на тренировках, в квалификации и гонке. Лишь у Джорджа Расселла два комплекта самых жестких шин Hard, остальные ограничились одним обязательным комплектом. Гонщики Mercedes и Ландо Норрис выбрали по четыре комплекта шин Medium – против всего двух у Ferrari и Red Bull Racing.

Гонщик Команда
Hard - C1 Medium - C2 Soft - C3
Л.Хэмилтон Mercedes 1 4 8
В.Боттас Mercedes 1 4 8
C.Феттель Ferrari 1 2 10
Ш.Леклер Ferrari 1 2 10
М.Ферстаппен Red Bull Racing 1 2 10
П.Гасли Red Bull Racing 1 2 10
Д.Риккардо Renault 1 2 10
Н.Хюлкенберг Renault 1 2 10
К.Магнуссен Haas 1 2 10
Р.Грожан Haas 1 2 10
К.Сайнс McLaren 1 3 9
Л.Норрис McLaren 1 4 8
С.Перес Racing Point 1 3 9
Л.Стролл Racing Point 1 3 9
К.Райкконен Alfa Romeo 1 3 9
А.Джовинацци Alfa Romeo 1 3 9
Д.Квят Toro Rosso 1 3 9
А.Элбон Toro Rosso 1 3 9
Д.Расселл Williams 2 2 9
Р.Кубица Williams 1 3 9

Достижения действующих гонщиков в Бельгии

Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
К.Райкконен 14 87 505 153 1 1 1 3 2 5 4
С.Феттель 12 139 489 129 1 1 1 4 3 6 3
Л.Хэмилтон 12 134 401 134 1 1 5 8 2 7 3
Н.Хюлкенберг 9 33 263 7 4
Д.Риккардо 8 61 280 36 5 1 3 1
С.Перес 8 34 288 4 5
Р.Грожан 8 31 252 5 3 1
В.Боттас 7 43 263 1 3 3 1 1
Р.Кубица 4 23 176 3 3 1
М.Ферстаппен 4 19 138 2 3 1 1
Д.Квят 4 14 175 11 4
К.Магнуссен 4 4 137 7 8
К.Сайнс 4 1 120 10 10
Л.Стролл 2 87 15 11
П.Гасли 1 2 44 10 9
Ш.Леклер 1 12
Элбон, Джовинацци и Расселл в Гран При Бельгии не участвовали,
Норрис выезжал только на свободных заездах

Макс Ферстаппен: «Гонки в Спа всегда получаются интересными. Я родился в местечке, что в часе езды от трассы, так что во многом это для меня домашний Гран При.

В дни бельгийского уик-энда вы можете увидеть много людей в оранжевом и кемпинги, полные голландских болельщиков – всё это придает мне дополнительные силы. Трасса проложена через лес, что отличает её от других. Eau Rouge – уникальный поворот, но мой любимый всё-таки Pouhon.

В Спа надо обязательно попробовать бельгийские вафли и картофель фри – это не только традиция, но ещё и очень вкусно».

Гран При Бельгии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
26/08/18 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Ferrari
27/08/17 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
28/08/16 Спа Н.Росберг Mercedes Н.Росберг Mercedes
23/08/15 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
24/08/14 Спа Н.Росберг Mercedes Д.Риккардо Red Bull
25/08/13 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Red Bull
02/09/12 Спа Д.Баттон McLaren Д.Баттон McLaren
28/08/11 Спа С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
29/08/10 Спа М.Уэббер Red Bull Л.Хэмилтон McLaren
30/08/09 Спа Д.Физикелла Force India К.Райкконен Ferrari
07/09/08 Спа Л.Хэмилтон McLaren Ф.Масса Ferrari
16/09/07 Спа К.Райкконен Ferrari К.Райкконен Ferrari
11/09/05 Спа Х.П.Монтойя McLaren К.Райкконен McLaren
29/08/04 Спа Я.Трулли Renault К.Райкконен McLaren
01/09/02 Спа М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
02/09/01 Спа Х.Монтойя Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/00 Спа М.Хаккинен McLaren М.Хаккинен McLaren
29/08/99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren
30/08/98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan
24/08/97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
25/08/96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton
28/08/94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams
29/08/93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams
30/08/92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton
25/08/91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
26/08/90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
27/08/89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
28/08/88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
17/05/87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren
25/05/86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams
15/09/85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus
29/04/84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari
22/05/83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault
09/05/82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren
17/05/81 Зольдер К.Ройтеман Williams К.Ройтеман Williams
04/05/80 Зольдер A.Джонс Williams Д.Пирони Ligier
13/05/79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari
21/05/78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus
05/06/77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus
16/05/76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
25/05/75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
12/05/74 Нивель К.Регаццони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren
20/05/73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell
06/06/72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus
07/06/70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM
09/06/68 Спа К.Эймон Ferrari Б.Макларен McLaren
18/06/67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Герни Eagle
12/06/66 Спа Д.Сертис Ferrari Д.Сертис Ferrari
13/06/65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
14/06/64 Спа Д.Герни Brabham Д.Кларк Lotus
09/06/63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
17/06/62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
18/06/61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
19/06/60 Спа Д.Брэбэм Cooper Д.Брэбэм Cooper
15/06/58 Спа М.Хоторн Ferrari Т.Брукс Vanwall
03/06/56 Спа Х.М.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari
05/06/55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.М.Фанхио Mercedes
20/06/54 Спа Х.М.Фанхио Maserati Х.М.Фанхио Maserati
21/06/53 Спа Х.М.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari
22/06/52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
17/06/51 Спа Х.М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo
18/06/50 Спа Н.Фарина Alfa Romeo Х.М.Фанхио Alfa Romeo