FORMULA 1 ROLEX BELGIAN GRAND PRIX 2024 | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
26-28/07/2024 | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 км |
Официальный сайт |
Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы – красивые, удобные, безопасные, но очень похожие.
В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.
18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508,3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.
Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.
Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.
В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.
В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве, и несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.
Перед этапом 2022 года в Спа прошла серьёзная реконструкция, на которую выделили 80 млн. евро. Знаменитое шале в повороте Eau Rouge с отличным видом на гоночную трассу, пришлось снести – оно находилось на участке, который решили освободить для расширения зоны безопасности. В последние годы там произошло несколько серьёзных аварий, в которых сначала в 2019-м погиб Антуан Юбер, а в 2023-м – Дилано ван'т Хофф.
В поворотах La Source, Raidillon, Blanchimont, Les Combes и Stavelot расширили зоны безопасности и сделали гравийные ловушки в соответствии с требованиями мотоциклетной федерации FIM
Действующий контракт предусматривает проведение Гран При Бельгии в Спа до 2025 года и пока не продлён. Ходят слухи, что в будущем этап будет чередоваться с другими европейскими гонками.
В 2024-м гонка пройдёт на новом асфальте, который быстрее предыдущего.
Особенности трассы
Трасса в Спа – самая длинная в календаре сезона 2024 года – 7004 метра, соответственно гонка включает наименьшее число кругов – 44. Разница между самой высокой точкой (Les Combes) и самой низкой (Stavelot) – около 100 метров, это самый большой перепад высот в сезоне.
Бельгийская трасса – вторая в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимальной конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.
При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.
В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.
На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.
Нагрузка на тормоза средняя – лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, велика вероятность выезда автомобиля безопасности.
Энрико Гуалтьери, моторист Ferrari: «Трасса в Спа, несомненно, является одной из самых красивых и сложных в календаре, как для гонщиков, так и для инженеров. Особенно сложно найти идеальный баланс для всего семикилометрового круга.
С точки зрения силовой установки трасса тоже достаточно сложная, поскольку более минуты гонщик нажимает педаль газа в пол. Именно поэтому важно, чтобы двигатель обеспечивал достаточно мощности, которой никогда не бывает много. При этом мотор должен обеспечивать максимальную эффективность на разгоне, особенно на выходе из первого и последнего поворотов. Кроме мощности самой по себе, накопление энергии посредством MGU-H также будет иметь ключевое значение, как и эффективность силовой установки в целом.
Даже до появления DRS обгонять на бельгийской трассе было достаточно просто, но во многом эта простота зависит от уровня прижимной силы. С низким уровнем максимальная скорость в конце прямой Kemmel очень высокая, но при этом возникает риск серьёзных проблем на втором секторе.
Если выбрать средние или максимальные настройки прижимной силы, то можно хорошо выступить в квалификации, но в гонке вас будут обгонять, и у вас самих возникнут проблемы с обгонами соперников даже с DRS. Добавьте к этому непредсказуемую погоду, которая может меняться на разных участках трассы, и вы получите головоломку, которую приходится решать на этой трассе».
Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2023 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Свободные заезды | Пасмурно. Дождь | К.Сайнс | Ferrari | 2:03.207 | |
Квалификация | Пасмурно. Дождь | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:46.168 | |
Квалификация к спринту | Пасмурно. Дождь | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:49.056 | |
Лучший круг в спринте | Пасмурно. Дождь | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:58.943 | |
Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:47.305 |
Расписание уик-энда
За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание Гран При Бельгии. Время московское | ||||
День | Событие | Время | ||
26/07 | Формула 3. Первая тренировка | 10:55 - 11:40 | ||
26/07 | Формула 2. Первая тренировка | 12:05 - 12:50 | ||
26/07 | Формула 1. Презентация машин | 13:00 - 14:00 | ||
26/07 | Формула 1. Первая тренировка | 14:30 - 15:30 | ||
26/07 | Формула 3. Квалификация | 16:05 - 16:35 | ||
26/07 | Формула 2. Квалификация | 17:00 - 17:30 | ||
26/07 | Формула 1. Вторая тренировка | 18:00 - 19:00 | ||
27/07 | Формула 3. Гонка (15 кругов или 45 минут + 1 круг) | 09:30 - 10:20 | ||
27/07 | Формула 1. Третья тренировка | 13:30 - 14:30 | ||
27/07 | Формула 2. Спринт (18 кругов или 45 минут + 1 круг) | 15:15 - 16:05 | ||
27/07 | Формула 1. Квалификация | 17:00 - 18:00 | ||
28/07 | Формула 3. Гонка (18 кругов или 45 минут + 1 круг) | 09:30 - 10:20 | ||
28/07 | Формула 2. Гонка (25 кругов или 60 минут + 1 круг) | 11:00 - 12:05 | ||
28/07 | Формула 1. Парад пилотов | 14:00 - 14:30 | ||
28/07 | Формула 1. Гран При Бельгии (44 круга или 120 минут) | 16:00 - 18:00 |
Комплекты шин, выданные командам на уик-энд
Для Спа в Pirelli выбрали те же три состава, что и в последние годы: C2 в качестве Hard, C3 – Medium и C4 – Soft. Это одна из трасс с высоким средним уровнем нагрузки на шины, но нагрузка не достигает пиковых значений, как в Сильверстоуне и Сузуке.
На трассе присутствуют все типы поворотов, соединенные скоростными участками, что затрудняет командам поиск компромисса между прижимной силой и скоростью. Нередко машины, которые очень сильны на быстрых первом и третьем секторах, испытывают трудности на более медленном втором, или наоборот.
Некоторые сочетания поворотов, например Eau Rouge-Raidillon, обладают уникальными характеристиками, в данном случае – нагрузкой сжатием, которая влияет на гонщика и на машину.
Обычно деградация на этой трассе в основном термическая, но новое покрытие может изменить ситуацию, учитывая лучшее сцепление шин с трассой.
Достижения действующих гонщиков в Бельгии
Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Ф.Алонсо | 18 | 81 | 538 | 7 | 3 | 2 | 3 | ||||
Л.Хэмилтон | 17 | 197,5 | 534 | 180 | 1 | 1 | 6 | 9 | 3 | 10 | 4 |
Д.Риккардо | 13 | 80 | 456 | 36 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
С.Перес | 13 | 79 | 465 | 15 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
В.Боттас | 12 | 76 | 397 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||
Н.Хюлкенберг | 11 | 37 | 351 | 7 | 4 | ||||||
М.Ферстаппен | 9 | 97,5 | 271 | 62 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 3 |
К.Сайнс | 9 | 16,5 | 189 | 12 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
К.Магнуссен | 8 | 4 | 311 | 7 | 8 | ||||||
Э.Окон | 7 | 33 | 264 | 3 | 5 | ||||||
Л.Стролл | 7 | 5 | 264 | 9 | 9 | ||||||
Ш.Леклер | 6 | 50 | 177 | 38 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
П.Гасли | 6 | 14 | 221 | 6 | 6 | ||||||
Д.Расселл | 5 | 29 | 141 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
Л.Норрис | 5 | 12 | 176 | 7 | 7 | ||||||
А.Элбон | 4 | 19 | 176 | 5 | 5 | ||||||
Ю.Цунода | 3 | 1 | 89 | 11 | 10 | ||||||
Г.Чжоу | 2 | 88 | 17 | 13 | |||||||
Л.Сарджент | 1 | 44 | 18 | 17 | |||||||
О.Пиастри | 1 | 5 |
Макс Ферстаппен: «Гонки в Спа всегда получаются интересными. Я родился в местечке, что в часе езды от трассы, так что во многом это для меня домашний Гран При.
В дни бельгийского уик-энда вы можете увидеть много людей в оранжевом и кемпинги, полные голландских болельщиков – всё это придает мне дополнительные силы. Трасса проложена через лес, что отличает её от других. Eau Rouge – уникальный поворот, но мой любимый всё-таки Pouhon.
В Спа надо обязательно попробовать бельгийские вафли и картофель-фри – это не только дань традиции, но ещё и очень вкусно».
Гран При Бельгии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
30/07/23 | Спа | М.Ферстаппен | Red Bull | М.Ферстаппен | Red Bull |
28/08/22 | Спа | М.Ферстаппен | Red Bull | М.Ферстаппен | Red Bull |
29/08/21 | Спа | М.Ферстаппен | Red Bull | М.Ферстаппен | Red Bull |
30/08/20 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
01/09/19 | Спа | Ш.Леклер | Ferrari | Ш.Леклер | Ferrari |
26/08/18 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Ferrari |
27/08/17 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
28/08/16 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Н.Росберг | Mercedes |
23/08/15 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
24/08/14 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Д.Риккардо | Red Bull |
25/08/13 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Red Bull |
02/09/12 | Спа | Д.Баттон | McLaren | Д.Баттон | McLaren |
28/08/11 | Спа | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
29/08/10 | Спа | М.Уэббер | Red Bull | Л.Хэмилтон | McLaren |
30/08/09 | Спа | Д.Физикелла | Force India | К.Райкконен | Ferrari |
07/09/08 | Спа | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Масса | Ferrari |
16/09/07 | Спа | К.Райкконен | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
11/09/05 | Спа | Х.П.Монтойя | McLaren | К.Райкконен | McLaren |
29/08/04 | Спа | Я.Трулли | Renault | К.Райкконен | McLaren |
01/09/02 | Спа | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
02/09/01 | Спа | Х.Монтойя | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/00 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | М.Хаккинен | McLaren |
29/08/99 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Култхард | McLaren |
30/08/98 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Хилл | Jordan |
24/08/97 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
25/08/96 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/95 | Спа | Г.Бергер | Ferrari | М.Шумахер | Benetton |
28/08/94 | Спа | Р.Баррикелло | Jordan | Д.Хилл | Williams |
29/08/93 | Спа | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
30/08/92 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | М.Шумахер | Benetton |
25/08/91 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
26/08/90 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
27/08/89 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
28/08/88 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
17/05/87 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | А.Прост | McLaren |
25/05/86 | Спа | Н.Пике | Williams | Н.Мэнселл | Williams |
15/09/85 | Спа | А.Прост | McLaren | А.Сенна | Lotus |
29/04/84 | Зольдер | М.Альборето | Ferrari | М.Альборето | Ferrari |
22/05/83 | Спа | А.Прост | Renault | А.Прост | Renault |
09/05/82 | Зольдер | А.Прост | Renault | Д.Уотсон | McLaren |
17/05/81 | Зольдер | К.Ройтеман | Williams | К.Ройтеман | Williams |
04/05/80 | Зольдер | A.Джонс | Williams | Д.Пирони | Ligier |
13/05/79 | Зольдер | Ж.Лаффит | Ligier | Д.Шектер | Ferrari |
21/05/78 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | М.Андретти | Lotus |
05/06/77 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | Г.Нильсон | Lotus |
16/05/76 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
25/05/75 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
12/05/74 | Нивель | К.Регаццони | Ferrari | Э.Фиттипальди | McLaren |
20/05/73 | Зольдер | Р.Петерсон | Lotus | Д.Стюарт | Tyrrell |
06/06/72 | Нивель | Э.Фиттипальди | Lotus | Э.Фиттипальди | Lotus |
07/06/70 | Спа | Д.Стюарт | March | П.Родригес | BRM |
09/06/68 | Спа | К.Эймон | Ferrari | Б.Макларен | McLaren |
18/06/67 | Спа | Д.Кларк | Lotus | Д.Герни | Eagle |
12/06/66 | Спа | Д.Сертис | Ferrari | Д.Сертис | Ferrari |
13/06/65 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
14/06/64 | Спа | Д.Герни | Brabham | Д.Кларк | Lotus |
09/06/63 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
17/06/62 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
18/06/61 | Спа | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
19/06/60 | Спа | Д.Брэбэм | Cooper | Д.Брэбэм | Cooper |
15/06/58 | Спа | М.Хоторн | Ferrari | Т.Брукс | Vanwall |
03/06/56 | Спа | Х.М.Фанхио | Ferrari | П.Коллинз | Ferrari |
05/06/55 | Спа | Э.Кастелотти | Lancia | Х.М.Фанхио | Mercedes |
20/06/54 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | Х.М.Фанхио | Maserati |
21/06/53 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | А.Аскари | Ferrari |
22/06/52 | Спа | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
17/06/51 | Спа | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |
18/06/50 | Спа | Н.Фарина | Alfa Romeo | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo |